Общество

Дежурные классы или "дистанционка": Министр образования ответил на вопросы казахстанцев

- tengrinews.kz
Дежурные классы или "дистанционка": Министр образования ответил на вопросы казахстанцев

Почему школьники будут вынуждены обучаться дистанционно в новом учебном году, какие планы у министерства, если карантин затянется, что делать студентам, родители которых не могут оплатить учебу в вузах? На эти и другие вопросы ответил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в прямом эфире Instagram корреспонденту Tengrinews.kz. Это интервью прошло в рамках проекта #TengriLive и набрало 148 тысяч просмотров.

- Возможно ли, что дистанционное обучение продлят до конца 2020 года и конца учебного года?

- Недавно мы приняли решение по формату обучения в новом учебном году. Всю первую четверть начинаем и планируем провести в дистанционном формате во всех школах страны с 1 по 11 классы. Мы даем возможность обучаться в традиционном формате для обучающихся в малокоплектных школах в отдаленных населенных пунктах, если там нет угроз для здоровья и жизни педагогов и детей.

Второе исключение касается начальной школы. Особенно дистанционное обучение сложно дается детям с особыми образовательными потребностями и детям из семей с низкими доходами. Есть такое понятие, как дежурные классы. Если родитель ребенка, который обучается в начальной школе – с 1 по 4 классы, напишет заявление, где укажет, что, несмотря на определенные ограничения и принятые меры безопасности государством, все-таки хочет отдать ребенка для обучения в традиционном формате, то мы готовы обеспечить обучение в школе.

Будут большие ограничения: они будут обучаться в классах с небольшой вместимостью - до 10-15 человек, классы будут делиться на подгруппы; перемены будут в разное время, подсмены также будут работать в разное время; измерение температуры, родителям будет запрещено входить на территорию школ. Принцип: один учитель – один класс. Занятия будет вести только учитель начальных классов. Но часть занятий мы все-таки переносим на дистанционное обучение, нужно дать возможность обучаться письму, чтению, счету. Эти дисциплины будут проводиться в дежурных группах.

Питания в целях безопасности в дежурных классах не будет.

Мы очень переживаем, чтобы дети не снизили, не потеряли образовательный уровень. Но приоритет - жизнь и здоровье детей и педагогов, именно поэтому мы приняли такое решение.

- Нельзя ли всех первоклассников страны обучать в традиционном формате?

- Речь идет о безопасности детей. Мы даем родителям возможность выбрать формат обучения. Мы хотим, чтобы родители участвовали в принятии решения. Нас сильно волнует обучение именно в начальных классах, но задают и вопросы по 5 и 11 классам. В 5 класс очень сложно переходить, появляются новые предметы, 11 классы – выпускные, возникают вопросы по 9 классам. Я, как педагог, все прекрасно понимаю, но у детей среднего и старшего звеньев более сформированы навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому дежурные группы - для 1-4 классов.

- Не будет ли разницы в получении знаний у детей-первоклассников, если кто-то будет обучаться дома, а кто-то в школе с учителем?

- Очень много дискуссий на этот счет. Мы понимаем и разделяем эту озабоченность с родителями. Но мы должны понимать, и учителя начальных классов прекрасно знают, что в первый класс дети приходят с разным уровнем. Есть подготовленные, а есть те, кто немного избалован, кто не привык сидеть за партой, кто не обращает внимания на учителя. Педагоги все это знают, это особенность их работы.

Сейчас мы будем готовить наших педагогов, чтобы они даже в условиях дистанционного обучения могли поддержать и развивать все эти навыки, даже находясь на дистанции.

Также уделяем большое внимание вопросу обучения детей с нарушениями, принцип инклюзивности при дистанционном обучении должен соблюдаться.

- Доктор Комаровский заявил, что дети все-таки должны ходить в школу даже в пандемию. Он ссылается на Американскую ассоциацию педиатров, которые за то, чтобы дети ходили в школу. Также доктор ссылается на ученых Германии, которые считают, что школы не играют большой роли в распространении вируса.

"Надо научиться проветривать классы, проводить уроки на открытом воздухе. Но 1 сентября дети должны пойти в школы. Иначе сойдет с ума огромное количество взрослых", - сказал Комаровский. Ваше мнение на этот счет?

- Упоминаемое исследование я читал, на Tengrinews.kz была статья, также я получил еще порядка семи исследований. Они разные. Я читал исследование о модели, которую выбрала Финляндия, там показывается совершенно другой результат. Научных сведений не хватает. Позиция наших эпидемиологов: осенью будет сезонное ОРВИ вместе с коронавирусной инфекцией, возможно осложнение ситуации.

- Будет ли праздничная линейка 1 сентября для первоклассников?

- Традиционных линеек, мы полагаем, что не будет. Вы сами видите эпидемиологическую ситуацию. Тем более, это было бы совсем нелогичным: говорить о том, что у нас дети будут обучаться в дистанционном формате и тут же всех детей вывести на традиционный День знаний, на линейку. Поэтому мы говорим о том, что до Нового года мы рекомендуем школам массовые мероприятия не проводить. Даже если эпидемиологическая ситуация по коронавирусу намного улучшится, именно на период учебного года приходится сезон заболеваемости ОРВИ. У министерства есть видение по возобновлению деятельности школ в традиционном формате. Но, если красный уровень опасности, то дети обучаются дистанционно. На первом этапе с соблюдением жестких санитарных норм приступят к учебе в школе 1-5 классы. Как ситуация станет лучше, приступят 6-11 классы.

Когда будет совершенно благоприятная эпидобстановка, будут проводиться и все предметы, и возобновится полностью традиционный формат.

- Вы рекомендуете школам не проводить массовые мероприятия до конца года. То есть вторая четверть захватывается, чтобы дети учились дистанционно?

- Пока решение о дистанционном обучении по первой четверти. По второй четверти мы не говорим. У нас есть стратегия поэтапного возобновления деятельности школ. Все зависит от эпидемиологической ситуации. Если уровень заболеваемости заметно снизится, то мы будем переходить к другому формату обучения.

У нас есть планы B, C и D. Уже сейчас, когда готовим и телевизионные уроки, и методические рекомендации, то мы дополнительно готовим и на вторую, и третью четверти. Все это будет не лишним, даже если потом учеба будет проводиться в дистанционном формате. Видеоматериалы будут полезны для отдаленных малокомплектных школ.

Вы же помните разговоры, где просили четвертую четверть провести в июле. Казалось, что в июле будет совершенно другая эпидемиологическая обстановка, но тогда решили продолжить и завершить четвертую четверть. Тогда нас сильно критиковали. Сейчас июль - и нам нужно быть готовыми к разным сценариям.

- Готов ли казахстанский Интернет для дистанционного обучения в новом учебном году?

- Министр образования, как член правительства, не может говорить, что какой-то вопрос его не касается. Это было бы безответственно и неправильно. Это общая работа. По Интернету проблемы имеются, никто этого не скрывает. Сейчас проводится работа по обеспечению необходимым оборудованием для подключения к Интернету, по качеству и его скорости. По опыту четвертой четверти мы покупали и WI-FI роутеры и sim-карты, были специальные тарифные планы, пытались решать эти вопросы, поэтому сейчас все это будет продолжаться.

Многие наши провайдеры дополнительно ставят антенны. Даже в крупных городах не везде одинаково был доступен Интернет, где-то нужно было усиливать сигнал.

- Специальные тарифы на Интернет для школьников...

- Мы ведем переговоры с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, сотовыми операторами. Есть несколько предложений. Образовательные Интернет-платформы будут бесплатными. Когда вы будете на них заходить, то трафик списываться не будет. Наши сотовые операторы готовят специальный тарифный план, я смотрю оптимистично на итоги переговоров.

- Зарплаты учителям будут повышать?

Большая нагрузка на педагогов. Несмотря на то, что в некоторых кругах бытует мнение, что нагрузка уменьшилась, работы в разы больше. Недавно была какая-то информация о том, что учителей пытаются отправить в отпуска без содержания, мы отреагировали, наша позиция неизменна: педагог даже в августе должен зарабатывать так же, как и до этого получал. (...)

Были попытки апеллировать дистанционным обучением и сократить оплату. Я абсолютно с этим не согласен. Приняли решение и сказали, что дистанционное обучение не должно влиять на зарплату педагогов в сторону уменьшения.

В этом году был существенный рост зарплаты по поручению Главы государства. С сентября дополнительно добавляется несколько новых доплат согласно закону "О статусе педагога" - это тоже достаточно серьезная поддержка для педагогов. И уже скоро, с января, еще на 25 процентов будет повышаться зарплата наших коллег. Задача сегодня - обеспечить выплату зарплаты в полном размере и чтобы не было нарушений прав и законных интересов наших коллег.

- Смогут ли работать детские сады?

- Я вынужден говорить, что все зависит от эпидемиологической ситуации и решения главного санитарного врача. А не потому, что так хочет или считает министр. Если будет хорошая динамика, то мы будем ходатайствовать, чтобы дежурные группы в детсадах открылись.

Я против деления детсадов на частные и государственные, мы должны относиться одинаково ко всем, везде обучаются наши дети.

- Как будут учиться студенты колледжей и вузов?

- Студенты колледжей и бакалавриата в вузах преимущественно будут обучаться дистанционно. Тем не менее есть отдельная лабораторная работа, есть работа в мастерских, производственное обучение, производственная практика. Например, в докторантуре есть работа в лабораториях, где, в принципе, один-два человека работают. По отдельным специальностям подготовлена инструкция. Мы ее обсуждали неоднократно с ректорами вузов, со студенческими организациями и с коллегами-педагогами. Подготовили именно такой документ, который будет учитывать эти аспекты и моменты.

- Родители просят, чтобы министерство повлияло на вузы - снизить плату, сделать скидку, так как люди не могут сейчас оплачивать учебу своих детей из-за потери дохода. Может ли министерство повлиять на проблему и переговорить с вузами?

- Переговоры должны проводиться между услугодателем и получателем, это гражданско-правовые отношения между студентами и вузами. В период ЧП я официально обращался и просил вузы обеспечить рассрочку. Подавляющее большинство пошли на это, но сейчас говорят, что некоторые из выпускных курсов до сих пор не оплатили учебу. Вопрос разносторонний.

Сейчас попросим вузы, чтобы они, понимая экономические возможности наших студентов, пошли навстречу в вопросах рассрочки и как минимум не повышали размер оплаты. Планы по повышению размера оплаты были достаточно серьезными.

Мы обратились и настойчиво предложили посмотреть очень внимательно на этот чувствительный вопрос. Конечно, настаивать и заставлять мы не можем, мы все понимаем, что живем в правовом государстве. Мы должны понимать, где начинается и где заканчивается компетенция конкретного должностного лица или госоргана. И мы не должны превышать свои должностные полномочия.

По вопросу рассрочки большинство вузов пойдут навстречу студентам. По тому, чтобы не поднимать стоимость, такие планы были у подавляющего большинства вузов. Мы сейчас эту работу ведем. Думаю, что будет результат.