Общество

"Что скажут люди?". Гаухар Киикова об оценочном суждении в эфире i-balaqai

- tengrinews.kz
"Что скажут люди?". Гаухар Киикова об оценочном суждении в эфире i-balaqai

Специалист по развитию детей и организации детских садов Гаухар Киикова в эфире проекта i-balaqai дала несколько советов, как научить ребенка говорить "Нет" и отстаивать свои интересы. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Социально-эмоциональное обучение

Гаухар Киикова отмечает важность социально-эмоционального обучения не только в виде отдельных уроков, но и как основу образования в детских садах и школах. При этом подчеркивает, что в Казахстане он не включен в образовательный стандарт, хотя за рубежом это одно из основных направлений.

"Да, возможно не во всех странах, кто-то продвинулся дальше, кто-то нет. Навык выстраивания коммуникаций, работы со своими эмоциями – это само по себе не появляется. Как любой другой навык его нужно тренировать и учить. Дети эти эмоции чувствуют, но не знают, что это, не могут назвать", - объясняет она.

По ее словам, правильно, чтобы социально-эмоциональное обучение было в основе ежедневных занятий, которые проводит педагог. Эти знания помогут разрешить конфликтую ситуацию, помогут разобраться.

"Педагог не должен быть карающей силой. Нужно помочь детям разобраться, что случилось, выслушать каждого, почему это случилось, какие эмоции они чувствовали, что можно было сделать. Нужно дождаться, когда дети успокоятся, отключат эмоциональный мозг и перейдут к логическому. Это навык, которому должен, во-первых, обучиться педагог".

Не научив говорить о своих чувствах, дети привыкают не думать о переживаниях окружающих.

"Не что подумает другой человек обо мне, а что чувствует другой человек, когда я так сделаю. Задумываться о чувствах других у нас не принято. Мы больше думаем об оценочном суждении, что скажут другие: "Ты же девочка. Стой тихо. Что скажут люди?"или "Ты же мальчик. Не рыдай. Что подумают люди?".

Поэтому эксперт предлагает изменить видение, подход к детскому развитию и включить социально-эмоциональное обучение в принцип работы педагогов. Это позволит, по ее мнению, не бороться с негативными последствия, а предупредить их.

Доверие и безопасность

Перед родителями встает вопрос: "Как сделать так, чтобы у ребенка было доверие к миру с одной стороны, но он не попал в такую ситуацию, о который мы не хотим даже думать".

"Необходим подход со всех сторон, чтобы государство и люди вместе работали над созданием безопасной среды для ребенка. Чтобы мы не переживали, опуская ребенка во двор. Я на данный момент не готова отпустить своих детей во двор гулять. Я выйду с ними, буду рядом. Но я хочу, чтобы я не беспокоилась об этом. Я же помню, как я в детстве бегала во дворе целый день допоздна, пока мама не закричит в окно "Заходи", - рассказывает специалист, подчеркивая, что бытует мнение, якобы прежде ситуация была аналогичной, но открытый доступ информации позволил узнавать о произошедших инцидентах.

Она советует родителям внушить ребенку понимание существования кругов доверия, что есть люди, с которыми можно разговаривать, кто может подходить к нему.

"Обязательно говорить о том, что в основе лежит само желание ребенка. Если ему неприятно, что кто-то его поцелует, даже из родственников, мы обязаны его научить сказать: "Нет". Мы не имеем права заставлять ребенка терпеть то, что ему неприятно".

Опасно закладывать модель поведения, что взрослый прав, то нужно терпеть. Иначе ребенок в критической ситуации не сможет сказать "Нет", убежать или закричать.

"Оказывается, дети физически не могут закричать о помощи, настолько они сжаты постоянными со всех сторон "Молчи, терпи, не говори. Ты что, это взрослый, нельзя. Мы настолько пытаемся уважение ко взрослым возвести в необсуждаемую ценность, что часто противоречит правам ребенка и его желаниям", - подчеркивает Гаухар Киикова.

В казахстанских семьях ребенок не привык открыто высказывать мнение. Часто родители руководствуются личными критериями при выборе лучшего, с их точки зрения, решения.

"Ребенок должен участвовать в своей жизни, должен иметь право голоса. Мы же готовим его к будущей жизни и не хотим, чтобы он не мог выразить свою точку зрения, сказать слово. Сидел бы и молчал, чтобы с ним не делали. Надо об этом думать: "Я такими действиями к чему готовлю ребенка? Чему я его учу? Кто-то на моего ребенка, допустим, кричит либо делает замечание на площадке, если я молчу и не отстаиваю его права, не защищаю своего ребенка, что я ему показываю? Что любой взрослый, чужой прав, что нужно его слушать? Либо я буду защищать своего ребенка даже, если он неправ", - продолжает спикер.

Она советует отстоять безопасность ребенка, затем дома в спокойной обстановке обсудить и проанализировать ситуацию, что было не так и как поступить в следующий раз, если такое повторится.

"Говорить постоянно, спрашивать, что он думает об этом, задавать наводящие вопросы, чтобы ребенок мог сам рассуждать и приходить к каким-то выводам. Ни в коем случае не заставлять следовать определенным вещам, которые мы считаем правильными. Может с нашей точки зрения в данный момент это правильно, но ребенок может оказаться в такой ситуации, когда это будет совершенно неправильно, и он должен будет оценить ситуацию и вести себя уже по-другому. Этому мы должны научить", - утверждает Гаухар Киикова.

Уважение и вежливость

"Уважение – это обоюдное чувство, то есть, если взрослый не относится уважительно к ребенку, то странно ждать от ребенка уважительного отношения ко взрослому. Он может делать что-то из страха, чтобы не навлечь какие-то последствия, чтобы не накричали. Это не будет его внутренним личным ощущением", - поясняет эксперт, добавляя, что неправильно уважать человека, потому что он старше, но вежливость никто не отменял.

Уважение должно формироваться в процессе отношений:

"Я знаю этого человека и поэтому его уважаю. Я могу быть вежливым, улыбаться, разговаривать с идущим по улице".

Наличие вежливости не мешает отстаивать свои интересы:

"Можно в вежливой форме сказать: "Нет, простите, это мне неприятно. Нет, извините, я бы не хотела". Это не значит грубость — это не значит неуважение. Это значит - это мой лимит, моя граница, пожалуйста, не переходите. Это как раз-таки уважение к себе. Если мне это неприятно, то зачем я буду это делать", - Гаухар Киикова советует родителям научить ребенка отстаивать свои границы.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психотерапевтических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психотерапевтических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психотерапевт, доктор психотерапевтических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психотерапевтических наук, психотерапевт, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психотерапевт Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психотерапевт Анатолий Некрасов, психотерапевт Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психотерапевт Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психотерапевт, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психотерапевт, нейропсихотерапевт Назгина Мирза, педагог, психотерапевт Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психотерапевт, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психотерапевт, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова, журналист, писатель Александр Мурашев, психотерапевт Рашид Азизов, психиатр, психотерапевт Евгений Фомин.